Воскресенье, 19.05.2024, 04:26 Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Январь » 1 » 4 мая родились...
01:17
 

4 мая родились...

4 мая родились...

Среда, 04 Мая 2011 г. 06:34 (ссылка) + в цитатник

Thomas Henry Huxley (569x700, 53Kb)
1825
Томас Генри Гексли (также Хаксли; Thomas Henry Huxley)
английский биолог и педагог. Родился в Илинге близ Лондона. Окончил медицинскую школу при больнице Чаринг-Кросс. Начал карьеру натуралиста на борту военного судна, участвуя в качестве помощника врача в четырехлетней экспедиции фрегата «Раттлснейк», крейсировавшего вблизи Австралии. Изучал морские организмы, которые добывал с помощью проволочной корзины для хранения продуктов, и посылал в Англию результаты своих изысканий. Его блестящие статьи произвели такое впечатление на научный мир, что в 1850, вскоре после возвращения в Англию, Гексли был избран членом Лондонского королевского общества. В 1854 получил место палеонтолога в Музее практической геологии. Одновременно читал лекции по естествознанию в Королевской горной школе в Лондоне. Работы Гексли посвящены зоологии и антропологии. Он разработал основы классификации позвоночных, развил положение о единстве строения их черепа. Доказал морфологическую близость птиц и пресмыкающихся, медуз и полипов. В 1859, после того как Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов», Гексли сразу же стал главным защитником его теории, участвуя в течение многих лет в публичных дискуссиях по этому вопросу. В 1860 принимал участие в известном споре с епископом Оксфордским С.Уилберфорсом. В 1863 в своей книге «О положении человека в ряду органических существ» (Evidence as to Man's Place in Nature) Гексли открыто заявил о морфологической близости человека и высших обезьян. Гексли состоял членом правления Итона, был ректором Абердинского университета, членом правления Лондонского университета, профессором Королевского хирургического колледжа, членом правления Оуэнз-колледжа (позднее Манчестерского университета), профессором Британского института, членом правления Международного колледжа, деканом Британского научного колледжа. Умер Гексли в Истборне (графство Сассекс) 29 июня 1895 года.

 (470x698, 31Kb)
1826
Фредерик Эдвин Чёрч (Frederic Edwin Churэch)
американский художник-пейзажист, романтик, видный представитель школы реки Гудзон. Родился в Хартфорде (Коннектикут) в богатой семье. В возрасте 18 лет начал обучение в Кэтскилл (Нью-Йорк) у Томаса Коула, одного из ведущих американских художников того времени. Уже в мае 1848 года ему было предложено провести персональную выставку в Национальной академии дизайна, после чего он продал одну из своих картин в Уодсуорт Атенеум в Хартфорде, старейший публичный художественный музей США. В том же году Чёрч открыл мастерскую в Нью-Йорке и взял первого ученика, Уильяма Стилмана. Чёрч много работал на природе, делая этюды с весны по осень и завершая и продавая работы зимой. В 1853 г. и затем снова в 1857 году он путешествовал по Южной Америке (Эквадор), создав серию горных пейзажей, считающихся самыми характерными произведениями американского романтизма[2]. Одна из картин, написанных по материалам путешествий, «Сердце Анд» (1859, ныне в музее Метрополитен, Нью-Йорк), была продана за 10000 долларов, что в тот момент было самой высокой суммой, когда-либо заплаченной за картину американского художника. С 1854 по 1856 год он путешествовал в Канаду и Новую Англию. В частности, он вместе с Коулом был одним из первых горожан, выезжавших на лето на остров Маунт-Дезерт в штате Мэн, ныне Национальный парк Акадия. В эти же годы он посетил Ниагарский водопад. Как правило, Чёрч выставлялся вместе с другими пейзажистами: Томасом Коулом, Эшером Брауном Дьюрандом, Джоном Фредериком Кенсеттом и Джеспером Френсисом Кропси. Это объединение получило название школы реки Гудзон. В 1860 году Фредерик Чёрч женился на Изабель Карнс и купил ферму на реке Гудзон в штате Нью-Йорк. Первые их двое детей умерли от дифтерии в возрасте пяти и шести лет, однако позже у них родилось ещё четверо детей. В 1867 году Чёрч посетил Европу, Северную Африку и Ближний Восток. В 1870 году он построил замок в эклектическом стиле в своём имении в Олане. Для проектирования был нанят архитектор, но Чёрч принял активное участие в разработке дизайна замка. Сейчас имение Чёрча имеет статус исторического памятника штата (англ. State Historic Site) и открыто для посещения. В последние тридцать лет своей жизни Чёрч не мог писать большие полотна из-за ревматизма. Его наследие этого времени состоит из большого количества этюдов, выполненных в двух его имениях: в Олане и на озере Миллинокет в штате Мэн, а также в Мексике, где он провёл зиму 1882 года. Практически всё произведения Чёрча представляют собой пейзажи монументальных форм, часто окрашенные в драматически красные тона. Умер в городе Олана (Нью-Йорк) 7 апреля 1900 года.

 (459x699, 1693Kb)
1827
Джон Хеннинг Спик (John Hanning Speke)
офицер британской индийской армии, исследователь Африки, в 1858 году обнаруживший озеро Виктория, а вместе с тем и исток Белого Нила. Родился в городе Бидефон британского графства Девон. В 1844 году был направлен служить в британскую армию Индии, где принял участие в Первой англо-сикхской войне. Впоследствии исследовал Гималаи и Тибет. В 1854 году впервые принял участие в исследовательской экспедиции Ричарда Фрэнсиса Бёртона в Сомали. Однако экспедицию везде преследовали неудачи. В результате нападения Бёртон и Спик были серьёзно ранены: в Спика несколько раз вонзили копьё, а Бёртону пронзили щёку. Однако обоим путешественникам удалось спастись. Спик вернулся в Англию и, вылечившись, отправился на Крымскую войну. В 1856 году Спик и Бёртон организовали новую экспедицию, но уже в Восточную Африку с целью открытия Великих озёр, которые, по слухам, находились в центре континента. Путешественники также не теряли надежды найти исток Нила, который, предположительно, находился в озере Малави (или озеро Ньяса). Экспедиция была очень сложной. Её участники страдали от тропических заболеваний. А Спик даже временно оглох, когда в его ухо попал жук (его удалось вытащить только с помощью ножа), а впоследствии — временно ослеп. Экспедиции удалось в феврале 1858 года открыть озеро Танганьика, ошибочно принятому Бёртоном за исток Нила. Из-за болезни Бёртона участники были вынуждены задержаться в Таборе, откуда Спик самостоятельно отправился к озеру Ньянза, как его называли местные жители. Уже 30 июля 1858 года путешественник открыл это озеро, назвав его «Виктория» в честь британской королевы. Тем не менее большое количество информации, собранной об озере, не удалось сохранить (в том числе, сведения о высоте и площади). Согласно же предположениям Спика, Виктория являлась истоком Нила, что категорически отрицал Бёртон. В 1859 году Бёртон был вынужден задержаться в Адене. Не дожидаясь его, Спик отправился в Лондон, куда прибыл 8 мая 1859 года, объявив общественности (в том числе, Королевскому географическому обществу) об открытии истока Нила. Когда 21 мая на родину вернулся Бёртон, путешественник сильно разозлился на Спика, так как согласно договорённостям они должны были вместе выступить перед Географическим обществом. К тому же, он отрицал идею Джона о том, что озеро Виктория являлось истоком Нила. В дальнейшем конфликт был обострён тем фактом, что Спику поручили возглавить собственную экспедицию, целью которой было достичь нильских истоков и спуститься вниз по реке, связав маршрут предыдущей экспедиции с маршрутами исследователей, продвигавшихся по Нилу с севера. Бёртон не был приглашён. Но несмотря на это, 13 июня 1859 года оба путешественника предоставили Королевскому географическому обществу подготовленные совместно бумаги, посвящённые экспедиции. В октябре 1860 года, вместе с Джеймсом Огастусом Грантом, Спик отправился в новую экспедицию, начав её с острова Занзибар. Достигнув в январе 1861 года города Табора, путешественники взяли курс на северо-северо-запад в государство Карагве, а затем — в государство Буганде (Уганда). По пути участники открыли вулканические горы Мфумбиро (Муфумбиро, Вирунга), которые возвышались далеко на западе, на территории Руанды. Здесь же британские путешественники открыли реку Кагера, главный приток озера Виктория. В январе 1862 года Спик отправился в Буганде, но уже без Гранта, который из-за болезни задержался в Карагве. В феврале исследователь достиг резиденции короля Буганде, где провёл около полугода: только в мае к нему присоединился отставший Грант. Здесь путешественники разделились на две группы: Грант двинулся на северо-запад, а Спик — на восток. 28 июля 1862 года последний достиг озера Виктория. Впоследствии Спику удалось повторно открыть главный приток озера — реку Кагера, при этом путешественник установил место выхода реки Виктория-Нил. Спустившись вниз по реке, Спик объединился с группой Гранта, доплыв до города Гондокоро в южной части Судана, где встретил английского путешественника Самьюэла Бейкера. Затем экспедиция доплыла до Александрии, откуда в Лондон была отправлена телеграмма «The Nile is settled» (в переводе с английского языка «С Нилом всё в порядке»). В июне 1863 года путешественники были уже на родине. Тем не менее спор вокруг истока Нила не был решен. Бёртон и ряд других исследователей скептически отнеслись к открытиям Спика, а последний в запальчивости обвинил своего товарища в нетрадиционной ориентации. На 18 сентября 1864 года в городе Бат были специально назначены дебаты между двумя исследователями. Бёртон собирался отталкиваться от той мысли, что озеро Виктория состояло из двух обособленных озёр. Кроме устных данных у Спика не было доказательств иной точки зрения. Утром, накануне дебатов, стало известно, что Джон Хеннинг умер от огнестрельного ранения, которое было нанесено самим путешественником во время охоты 15 сентября 1864 года. Остаётся неизвестным, было ли это несчастным случаем или самоубийством. В честь путешественника назван один из пиков в горах Рувензори (Уганда).

 (421x699, 52Kb)
1830
Альберто Блест Гана (Alberto Blest Gana)
чилийский романист. Родился в Сантьяго. Проживая во Франции в 1847–1851, страстно увлекся романами О.Бальзака. На родине стал основоположником чилийского романа, создав по европейским образцам около десятка романов. Шумный успех имел Мартин Ривас (Martin Rivas, 1862) – реалистически воссозданная история молодого человека на фоне восстания 1851 в столице, первый сколок чилийской жизни. Тогда же, в начальный период своего творчества, Блест Гана выпустил романы Арифметика любви (La aritmйtica del amor, 1860) и Идеал повесы (El ideal de un calavera, 1863). После длительного пребывания на дипломатической службе во Франции и Великобритании (1871-1895), обогащенный произведениями новых европейских литераторов, писатель вернулся к литературному творчеству и создал романы Во времена реконкисты (Durante la reconquista, 1897), Изгнанники (Los Transplantados, 1904), Безумный Эстеро (El loco Estero, 1909) и Глэдис Фэйрфилд (Gladys Fairfield, 1912). Безумный Эстеро – по мнению большинства критиков, лучший роман писателя – написан по воспоминаниям детства. Умер в Париже 9 ноября 1920 года. Литература: Любимова Е. «Человеческая комедия Чили»: Романы Альберто Блест Ганы. – В книге: Формирование национальных литературт Латинской Америки. Москва, 1970; Блест Гана А. Мартин Ривас. Москва, 1981

1830
Жюль Арно Де Ривье ( Jules Arnous De Riviere)
французский шахматист и писатель. Умер в Париже 11 сентября 1905 года.

 (699x686, 77Kb)
1833
Юлий Галактионович Жуковский
русский литератор и экономист. Управляющий Государственным банком России (1889—1894), сенатор. Родился в Санкт-Петербурге. Окончил Училище правоведения (1853). В 1853—1859 служил в министерстве финансов (коллежский секретарь, титулярный советник), в 1859—1864 — в Государственной канцелярии: старший помощник экспедитора, а с 1861 — экспедитор канцелярии, надворный советник. Участвовал в подготовке проектов положений, ставших впоследствии законодательной основой крестьянской и судебной реформ. Работая в Главном Комитете об устройстве сельского состояния, горячо отстаивал права крестьянства на землю. В 1864 вышел в отставку, занимался научной и литературной деятельностью. С 1876 вновь служил в министерстве финансов: чиновник особых поручений, заведующий, управляюший отделом по финансам Царства Польского. С 1883 — действительный статский советник. С 1885 — товарищ управляющего, с 1889 — управляющий Государственным банком. С 1894 — член Совета министра финансов, с 1901 — сенатор в департаменте герольдии. Начал публиковаться в 1859, когда выступил в печати с повестью «Петербургские ночи» и статьей «Общественные отношения России с точки зрения исторической науки и права» в сборнике «Весна». В 1860—1866 регулярно печатал статьи по экономическим и юридическим вопросам в журнале «Современник». Был фактическим редактором газеты «Народная летопись» (1865), одним из редакторов журнала «Космос» (1869). В этот период придерживался весьма радикальных политических взглядов. За одну из своих статей Жуковский вместе с А.Н.Пыпиным был привлечён к суду за оскорбление дворянства, оправдан Санкт-Петербургским окружным судом, но приговорён судебной палатой к трехнедельному аресту на гауптвахте. Когда известный писатель Н.А.Некрасов в 1868 стал фактическим редактором «Отечественных Записок» и привлёк к участию в этом издании некоторых из прежних сотрудников «Современника», Жуковский не примкнул к их числу и вместе с М.М.Антоновичем издал книгу «Материалы для характеристики современной русской литературы», в которой Жуковскому принадлежала статья «Содержание и программа „Отечественных Записок“ за прошлый (1868) год». Сторонники Некрасова резко негативно отнеслись к этой книге, в советском литературоведении она считалась «пасквильной».В 1870—1880-е годы публиковал статтьи на экономические темы в журнале «Вестник Европы». В статье «Карл Маркс и его книга о капитале» («Вестник Европы», 1877, № 9) подверг резкой критике марксистское учение. Следствием этой статьи стала оживлённая дискуссия, в которой принял участие и Маркс посредством письма в редакцию «Отечественных записок».Автор работ «Политические и общественные теории в XVI в.» (Санкт-Петербург, 1866); «Прудон и Луи Блан» (Санкт-Петербург, 1867), «Деньги и банки», «Население и земледелие», «Нравственная культура», «Промышленность», «Крестьянское дело и общественная инициатива» (1911). Главный труд — «История политической литературы XIX столетия», том I (Санкт-Петербург., 1871), в котором основное внимание было уделено учениям экономистов классической школы. Считался талантливым популяризатором экономических знаний, но часто выходил за пределы простого изложения концепций известных экономистов, подвергал их работы подробному анализу. Особое внимание уделял анализу взглядов Давида Рикардо. Иллюстрировал строго логическое построение системы Рикардо с помощью математических формул. Умер в Санкт-Петербурге 27 ноября 1907 года. Сочинения: Политические и общественные теории XVI века, Санкт-Петербург. 1866; Прудон и Луи Блан, Санкт-Петербург, 1866; История политической литературы XIX столетия, том 1, Санкт-Петербург, 1871; Деньги и банки, Санкт-Петербург, 1906; Население и земледелие, Санкт-Петербург, 1907; XIX век и его нравственная культура, Санкт-Петербург, 1909; Промышленность, Санкт-Петербург, 1910. Литература: Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями, 2 издание, Ленинград, 1951; К.Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия. (Сборник), Москва, 1967; Зибер Н., Несколько замечаний по поводу статьи Ю.Жуковского "Карл Маркс и его книга о капитале", Избранные экономические произведения, том 1, Москва, 1959; Козьмин Б.П., Из истории революционной мысли в России, Избранные труды, Москва, 1961; Реуэль А.Л., Русская экономическая мысль 1860-1870 годов XIX века и марксизм, Москва, 1956.

1837
Теодор Розетти Теодор Розетти
румынский государственный и политический деятель, премьер-министр Румынии (1888-1889). Умер 17 июля 1823 года.

 (550x699, 49Kb)
1843
Федор Евгеньевич Корш
выдающийся российский филолог-классик, славист, востоковед, стиховед, поэт-переводчик. Академик Санкт-Петербургской Академии наук (1900). Родился в Москве. Сын Евгения Корша. Окончил Московский университет (1864). С 1883 профессор римской словесности в Московском университете, с 1890 в Новороссийском университете. Преподавал персидскую филологию в Лазаревском институте восточных языков (с 1892). С 1895 член-корреспондент, с 1900 — академик Санкт-Петербургской Академии наук. Был председателем Восточной комиссии Московского археографического общества (с 1888), Диалектологической комиссии Санкт-Петербургской Академии Наук (с 1909), Комиссии для редакции украинского перевода Евангелия (с 1905), Общества славянской культуры (с 1908), член Копенгагенского филологического общества, действительный член НОШ во Львове, Угро-финского общества (Финляндия), почётный член многих универстетов. Знал много европейских и восточных языков. Научные работы — по классической филологии, сравнительному индоевропейскому языковедению, славяноведению, востоковедению, истории литературы и т. д. Корш выступал также как публицист по украинскому вопросу, в смысле возможно широкого его разрешения. Обладал выдающейся эрудицией не только по своей специальности, но и по истории европейской литературы и языковедению индоевропейских и азиатских наречий. Написал: «Способы относительного подчинения. Глава из сравнительного синтаксиса» (Москва 1877), «О сатурнийском стихе» и ряд рецензий в «Критическом Обозрении». Занимался исследованиями античной, древнеиндийской, славянской, тюркской ритмики и стихосложения. В историко-литературных работах анализировал тексты классических авторов (Гесиод, Софокл, Еврипид, Гораций, Овидий, Плавт и др.), также «Слова о полку Игореве», произведений Александра Пушкина, Николая Гоголя, Тараса Шевченко. Умер в Москве 1 марта 1915 года. Основные работы: О русском народном стихосложении. Выпуск 1: Былины // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1896. Том I, книга 1. Страницы 1—45; 1897. Том II, книга 2. Страницы 429—504 [То же. Санкт-Петербург, 1901., 121 страница (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук; Том LXVII, № 8)]; Разбор вопроса об окончании «Русалки» Пушкина по записи Д.П.Зуева // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1898. Том III, книга 3. Страницы 634—785; 1899. Том IV, книга 1. Страницы 1—100; Книга 2. Страницы 476—588. Римская элегия и романтизм // Речь и отчет, читанные в торжественном собрании Императорского Московского университета 12 января 1899 года. [Москва: Университетская типография, 1899]. Страницы 1—112 (1-й паг.). Стихотворения Франца Преширна / Со словенских и немецких подлинников перевод Ф.Корш. Москва: Г.Лисснер и А.Гешель, 1901. C, 224 страницы. Введение в науку о славянском стихосложении // Статьи по славяноведению. Санкт-Петербург, 1906. Выпцуск 2. Страницы 300—378; Персидские лирики X—XV вв. / С персидского языка перевёл академик Ф.Корш, после его смерти проредактировал и вступительной статьёй снабдил профессор А.Крымский. Москва: М. и С.Сабашниковы, 1916. XXXIX, 126 страниц 1 лист иллюстраций (Памятники мировой литературы). Основная литература о жизни и творчестве: Шахматов А.А. Фёдор Евгениевич Корш: Некролог // Известия Императорской Академии наук. VI серия. 1915. Т. IX, № 5. Страницы 389—391; Дмитриев Н.К. Фёдор Евгеньевич Корш. Москва: Издательство Московского университета, 1962. 56 страниц 1 лист портрет ([Замечательные учёные Московского университета]; 33); Богданов А.И. Фёдор Евгеньевич Корш / Академии Наук ТССР; Под редакцией З.Б.Мухамедовой. Ашхабад: Ылым, 1982. 126 страниц 10 листов иллюстраций; Баскаков Н.П., Баскаков Н.А. Академик Ф.Е.Корш в письмах современников: К истории русской филологической науки. Москва: Наука, 1989. 277 страниц. Библиография трудов Ф.Е.Корша [и литература о нём] // Дмитриев Н.К. Фёдор Евгеньевич Корш. Москва, 1962. Страницы 35—56. Архивы: Архив Академии наук. Санкт-Петербургское отделение, ф. 558, ф.134 (229 писем А.А.Шахматову); Российская национальная библиотека, ф. 465.

1845
Луи Давье
глава Верховного суда Канады (1918-1924), премьер острова Святого Эдуарда (1876-1879).

1845
Уильям Кингдом Клиффорд (William Kingdom Clifford)
Английский математик, член Лондонского королевского общества (1874). Одился в Эксетере. С 1871 профессор Лондонского университетского колледжа. Основные труды по алгебре и геометрии (алгебра Клиффорда, поверхность Клиффорда). Клиффорд - один из основоположников векторного исчисления. Ввел (1878) термины "дивергенция" и "ротор". Известен также как популяризатор физико-математических наук. Умер в Мадейре 3 марта 1879 года.

Emile_Galle (486x700, 75Kb)
1846
Эмиль Галле (французское имя - Emil Gallй)
французский дизайнер, представитель стиля модерн (фр. art nouveau), реформатор художественного стекла. Э.Галле родился в Нанси. Он был сыном Ш.Галле-Рейнемера, видного предпринимателя, производившего художественное стекло и керамику. Занимался рисованием и стеклоделием, а также ботаникой, минералогией и философией в училищах Веймара (1862—1866), работал на предприятии отца в Сен-Клемане близ Нанси (с 1865 и после 1867) и стекольной фабрике в Мейзентале (Эльзас; 1866—1867). После смерти отца в 1874 году возглавил семейное дело и завел собственную мастерскую. Испытал влияние исламского, китайского и японского декоративного искусства. Начиная с дебюта на Парижской всемирной выставке 1878 Эмиль Галле завоевал авторитет тонким умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма. Пользовался техникой «лунного света» (clair-de-lune; подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок), создавал произведения из многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) — с поверхностью, напоминающей камеи из прозрачного камня. Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, получал, если воспользоваться его собственным термином, «стеклянные маркетри». В орнаментах Галле доминировали мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых. С 1884 года он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Ф.Вийона, Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена и других поэтов. С конца 1880-х годов занимался производством мебели, примечательной не только своими формами (повторяющими традиционный рокайльный дизайн), но и причудливыми резьбой и вставками из экзотических пород дерева, жемчуга, отделочных и полудрагоценных камней. Любил вводить поэтические цитаты, получая в итоге «говорящую мебель» (meubles parlantes). Стеклопродукция его фирмы (вазы, светильники и др.) подразделялась на массовую («индустриальную»), более дорогую (или «полуроскошную») и, наконец, уникальную — последнюю мастер изготовлял собственноручно. В 1901 по инициативе Галле был организован «Провинциальный альянс художественной промышленности» (позднее более известный как «Школа Нанси»). Умер в Нанси 23 сентября 1904 года. Посмертно, в 1908 году, были изданы его «Сочинения об искусстве».

 (503x699, 129Kb)
1852
Алиса Плезенс Лиддел (Alice Pleasance Liddell) Alice Pleasance Liddell
девочка, для которой Люис Кэролл написал «Алису в стране чудес» и "Алису в Зазеркалье". У Генри Лиддела, декана оксфордского колледжа Крайст Черч, было семеро детей - три сына и четыре дочери. В начале 1856 года преподаватель математики Чарльз Лютвидж Доджсон познакомился с семейством декана (тогда еще не таким большим). В то время Доджсон как раз увлекся фотографией, и сестры Лорина, Алиса и Эдит стали частыми гостями в его доме. Между ними возникла дружба, хотя отношения с родителями девочек не были такими сердечными. Вскоре они запретили ему встречаться с детьми, но во время каникул, когда родители уезжали в отпуск, гувернантка разрешала девочкам проводить время с Доджсоном. В 1862 году во время лодочной прогулки он рассказал им сказку, героиней которой была Алиса. По просьбе Алисы он записал ее, а через три года она вышла в свет отдельной книгой «Алиса в Стране Чудес». Псевдоним Доджсон придумал себе сам, переведя на латынь и прочтя потом по-английски два своих имени. Так родился писатель Льюис Кэрролл. После памятной прогулки их встречи стали происходить все реже и реже по настоянию матери. Говорят, что в 20 лет Алисой был увлечен младший сын королевы Виктории принц Леопольд, но сословные предрассудки не позволили развиться этому чувству. В 1880 году она вышла замуж за Реджинальда Харгривса, родила троих сыновей (первого назвала Леопольдом, а принц назвал Алисой свою первую дочь). После смерти мужа в 1928 году, когда ей потребовались деньги, она продала рукопись на аукционе Сотби. На склоне лет она опубликовала воспоминания, основное место в которых отвела человеку, когда-то превратившему её в сказочную героиню.
«Какой же была ты, Алиса, в глазах твоего приёмного отца? Как ему описать тебя? Любящей прежде всего; любящей и нежной — любящей как собака (прости за прозаичное сравнение, но я не знаю иной любви, которая была бы столь же чиста и прекрасна), и нежной, словно лань; а затем учтивой — учтивой по отношению ко всем, высокого ли, низкого ли рода, величественным или смешным, Королю или Гусенице, словно сама она была королевской дочерью, а платье на ней — чистого золота; и ещё доверчивой, готовой принять всё самое невероятное с той убеждённостью, которая знакома лишь мечтателям; и, наконец, любознательной — любознательной до крайности, с тем вкусом к Жизни, который доступен только счастливому детству, когда всё ново и хорошо, а Грех и Печаль всего лишь слова — пустые слова, которые ничего не значат!» (Л.Кэрролл. «Алиса на сцене»).
Ах, какой был яркий день!
Лодка, солнце, блеск и тень,
И везде цвела сирень.

Сёстры слушают рассказ,
А река уносит нас.
Плеск волны, сиянье глаз.

Летний день, увы, далёк
Эхо смолкло. Свет поблёк.
Зимний ветер так жесток.

Но из глубины времён
Светлый возникает сон,
Лёгкий выплывает чёлн.

И опять я сердцем с ней —
Девочкой ушедших дней,
Давней радостью моей.

Если мир подлунный сам
Лишь во сне явился нам,
Люди, как не верить снам?

В 80 лет ей было присуждено звание почетного доктора литературы Колумбийского университета. Умерла 15 ноября 1934 года.

 (499x699, 80Kb)
1853
Станислав Теодорович Нарбут
врач, доктор медицины (1879). Родился в имении Шавры Лидского уезда. Окончил Баварский университет в Мюнхене. Жил и работал в г. Браславе, где на собственные средства построил больницу. Станислав Теодорович Нарбут - заметная фигура в истории Браславщины. Он долгое время жил здесь, занимался краеведением, но больше прославился среди населения как доктор. В районном историко-краеведческом музее находится множество материалов, связанных с деятельностью Станислава Нарбута: он основал в Браславе пожарную дружину, много сил приложил к созданию в городе больницы. Скончался 11 марта 1926 года.
 (547x699, 57Kb)
На Замковой горе в Браславе на могиле Станислава Нарбута поставлен памятник-маяк. А сейчас в районном центре Витебщины есть и памятник доктору. Он установлен около поликлиники. Это бюст работы минского скульптора и уроженца этих мест Маслякова.

 (593x698, 197Kb)
1859
Эммануил Степанович Шифферс (имя при рождении - Эмануел Карл Георг, отчество «Степанович» образовалось от второго имени его отца, которого звали Иоханн Стефан)
выдающийся русский шахматист. Родился в Санкт-Петербурге. Эммануил Шифферс происходит из немецкой семьи, его родители переселились в Россию в начале XIX века из Пруссии. Хотя родители Шифферса долгое время проживали в России, они оставались подданными Пруссии. Российское подданство Эммануил Шифферс получил в 1871 году. В 1867 году Шифферс окончил гимназию и поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, а затем перевелся на физико-математический факультет. Однако университет он не окончил и был отчислен 28 марта 1871 года. Шифферс получил диплом домашнего учителя. Будучи студентом, Шифферс стал завсегдатаем известного Санкт-Петербургского кафе «Доминик», в котором встречались лучшие шахматисты. В это же время Шифферс пристрастился к алкоголю. В своей униге «Современная шахматная игра» Зигберт Тарраш писал: «Петербуржец Шифферс был всесторонне образованным, высокоинтеллигентным человеком, с превосходным чувством юмора, с талантом занимательного собеседника, любезным в общении, но – как поется в студенческой песне: "Парень во всем был хорош беспримерно, одна лишь беда, что пьет он безмерно". К сожалению, он делал это последовательно и систематически, и нет ничего удивительного в том, что несколько раз он попадал в сумасшедший дом, и каждый раз, когда он выходил оттуда, рано или поздно наступал рецидив. Его болезнью был алкогольный психоз, и к шахматам это не имеет ни малейшего отношения». В начале 70-х годов, до появления Михаила Чигорина, Шифферс был сильнейшим шахматистом в Санкт-Петербургских турнирах. К 1873 году Шифферс стал сильнейшим (по-видимому) шахматистом России. В 1874/75 году Шифферс победил в турнире-гандикапе «Немецкого собрания», опередив И.С. Шумова и М.И.Чигорина. Шифферс и Чигорин были ровесниками, однако Шифферс начал играть в шахматы еще в конце 60-х годов, а Чигорин начал слишком поздно, только в возрасте 23-х лет. С середины 70-х годов Михаил Чигорин, который получал уроки шахмат у Шифферса, превзошел своего учителя. В 1876 году Чигорин выигрывает матч у Шифферса со счетом 3=0 и становится лучшим шахматистом России. Однако в дальнейшем Шифферсу неоднократно удавалось выигрывать у Чигорина. Уже в следующем матче с Чигориным Шифферсу удалось взять реванш — 6=1. В последующие годы Шифферс еще несколько раз играл матчи против Чигорина, однако, в дальнейшем матчи выигрывал только Чигорин, хотя матчи всегда протекали в упорной борьбе. В 1879 году Шифферс проиграл 7=2, а в 1881 году счет 7=3. Общий счет во встречах Чигорина с Шифферсом — г19=15 в пользу Чигорина. В 1887 году Шифферс впервые принял участие в крупном международном турнире во Франкфурте-на-Майне. Шифферс занял 10-е место среди 21 участников. В 1894 году Шифферс играл на международном турнире в Лейпциге, где разделил 8-9-е места. В 1895 году в Англии проводился знаменитый Гастингский турнир, в котором приняли участие сильнейшие шахматисты того времени. От России в турнире участвовали Михаил Чигорин и Эммануил Шифферс. В этом турнире неожиданную победу одержал молодой американец Гарри Пильсбери (16,5 очков из 21 возможного), второе место занял Михаил Чигорин (16 очков). На третьем, четвертом и пятом местах разместились соответственно Эммануил Ласкер, Зигберт Тарраш и Вильгельм Стейниц. Эммануил Шифферс занял 6-е место, набрав 12 очков. В апреле-мае 1896 года в Ростове-на-Дону был проведен матч из двенадцати партий между Шифферсом и экс-чемпионом мира Вильгельмом Стейницем. Матч был организован после Санкт-Петербургского международного турнира. Средства на проведение матча выделили меценаты помещик Жеребцов и углепромышленник Иловайский. Матч проходил в упорной борьбе. Стейниц победил со счетом 4=1. В 1896 году Шифферс принял участие в международном турнире в Нюрнберге. Победу в этом турнире одержал чемпион мира Эммануил Ласкер. Шифферс разделил 9-10 места с Чигориным. В 1899/1900 и 1901 проводились два всероссийских шахматных турнира. В обоих турнирах победил Михаил Чигорин, а Эммануил Шифферс занимал вторые места. Шифферс занимался литературной деятельностью. В 1894 — 1898 годах он был редактором Санкт-Петербургского «Шахматного журнала». В 1891 — 1904 годах Шифферс вел шахматные разделы в газетах «Новости», «Петербургская газета», в приложениях к журналу «Нива».
 (484x699, 162Kb)
Шифферс написал популярное руководство «Самоучитель шахматной игры». Отдельные фрагменты книги публиковались в 90-х годах в различных журнальных статьях. Рукопись была подготовлена к изданию в 1904 году. Но 12 декабря 1904 года Шифферс умер в Санкт-Петербурге. Впервые книга была напечатана в 1907 году. В дальнейшем это руководство много раз переиздавалось. Последний раз книга Шифферса под редакцией мастера Ненарокова была переиздана в 1926 году. Современники называли Шифферса "всероссийским шахматным учителем".

1860
Сергей Михайлович Волконский
искусствовед и театральный деятель, директор императорских театров в 1899-1901 гг., внук декабриста С.Г.Волконского, крупный землевладелец Борисоглебского уезда. Имел в Борисоглебске дом, сохранившийся до сих пор (улица Свободы,186). Принимал активное участие в общественной жизни города. В 40 км. от Борисоглебска находилось его имение "Павловка" (ныне посёлок Павловка Грибановского района). Умер 25 октября 1937 года.

1860
Эмиль Николаус фон Резничек
австрийский композитор и дирижер. Работал дирижером во многих немецких городах, в Праге и Варшаве. С 1902 г. жил в Берлине, руководил основанными им концертами камерной музыки, преподавал в консерватории, затем в Высшей музыкальной школе. Среди сочинений: свыше 10 опер, в том числе (даты постановок) – «Орлеанская дева» (1887), «Донна Диана» (1894), «Тиль Уленшпигель» (1902), «Синяя борода» (1920), «Олоферн» (1923), «Сатуала» (1927); для оркестра – 5 симфоний, симфонические поэмы, увертюры; камерные, хоровые и другие произведения.

1861
Александр Иванович Новиков
русский публицист, писатель и общественный деятель. Мать его - известная писательница Ольга Новикова. Учился в Катковском лицее и московском университете по физико-математическому факультету. Занявшись земской деятельностью в Тамбовской губернии, Новиков, принадлежащий к крайне консервативной семье, сначала примкнул к ультрареакционным элементам. В 1889 г. он стал земским начальником и, по собственному признанию, сурово "подтягивал" крестьян. В 1890-х гг. служил по министерству земледелия на Кавказе и в Крыму и был управляющим государственными имуществами Астраханской губернии. В 1902-1904 гг. был городским головой в Баку. В последние годы принимает деятельное участие в Санкт-Петербургских собраниях и митингах, выступая как представитель крайних мнений. Несколько раз подвергался аресту и высылке. Начав литературную деятельность в 1898 г., Новиков очень много писал в "Санкт-Петербургских Ведомостях", "Сыне Отечества", "Нашей Жизни", "Образовании", "Вестнике Европы" и др. изд. Часть написанных им публицистических статей вошла в сборники: "Записки земского начальника" (Санкт-Петербург, 1899), "Записки о сельской школе" (Санкт-Петербург, 1902), "Записки о городском самоуправлении" (Санкт-Петербург, 1904), "Записки городского головы" (Санкт-Петербург, 1905). Статьи различного содержания вошли в "Сборник статей за 1899 и 1900 г." (Санкт-Петербург, 1901) и "Второй сборник статей за 1901 и 1902 г." (Санкт-Петербург, 1902). Беллетристические произведения Новикова изданы отдельно под загл.: "По закону. Роман из деревенской жизни" (Санкт-Петербург, 1901), "Сборник рассказов" (Санкт-Петербург, 1904), "Пьесы" (Санкт-Петербург, 1904). Больше всего из написанного Новиков обратили на себя внимание "Записки земского начальника".

1862
Энрико Кавилья
итальянский маршал, герой первой мировой войны, военный министр (1919-20).

1863
Роберт Тайхмюллер (немецкое имя - Robert Teichmьller)
немецкий пианист и музыкальный педагог. Родился в Брауншвейге. Окончил Лейпцигскую консерваторию у Карла Райнеке. С 1897 г. преподавал там же, с 1908 г. профессор. Среди учеников Тайхмюллера разного времени — Зигфрид Карг-Элерт, Рудольф Мария Брайтхаупт, Эрвин Шульхоф, Вилли Буркхард, Отмар Шёк, Эйлин Джойс, Балис Дварионас, Польди Мильднер и др. Редактировал различные издания фортепианной литературы, от Гайдна до Макса Регера. В 1927 г. составил и опубликовал (совместно с Куртом Германом) аннотированный справочник для пианистов «Международная современная фортепианная музыка» (немецкое название - Internationale Moderne Klaviermusik). Умер в Лейпциге 6 мая 1939 года.

1865
Миха (Михаил Григорьевич) Цхакая
грузинский советский партийный и государственный деятель. Родился в семье священника. Исключён из Тифлисской духовной семинарии за подрывную пропаганду. Был одним из организаторов Бакинского совета. В 1917 вернулся вместе с Лениным в Россию в запломбированном вагоне, оплаченном немецким правительством. Работал в Закавказье и на вершине карьеры стал председателем Президиума ЦИК Грузинской ССР и одним из председателей ЦИК Закавказской Федерации, членом Президиума ЦИК СССР. С 1920 - член ИККИ.

1870
Антониус ван ден Брук (Антониус ван ден Брук)
голландский юрист (доктор права, 1895) и физик, член Нидерландской Академии Наук (1923). Учился (1889-1895) в Лейденском и парижском университетах. В 1895 г. получил диплом доктора права Лейденского университета. До 1903 г. занимался юридической практикой, затем его интересы переместились в область естественных наук. В 1907 г. вышла его первая статья по физике. Основные труды связаны с изучением строения атомного ядра, изотопии. В 1913 г. выдвинул гипотезу, согласно которой заряд ядра атома численно равен порядковому номеру соответствующего элемента в периодической системе.

1874
Мария Людомировна Роксанова (настоящая фамилия - Петровская)
русская актриса. В 1897 г. окончила Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (по классу Вл.И.Немировича-Данченко). Сезон 1897-1898 гг. играла в Вильно (антреприза К.Н.Незлобина), затем в Одессе (антреприза Н.Н.Соловцова). В 1898-1902 гг. в труппе МХТ. Первая исполнительница роли Нины Заречной («Чайка» А.П.Чехова). Затем работала в провинции, в Новом театре в Санкт-Петербурге. В 1904 г. Роксанова играла в антрепризе Незлобина в Риге (Сарра - «Иванов» Чехова в постановке К.А.Марджанова, и др.). Среди ролей: княжна Мстиславская («Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого), Грета («Счастье Греты» Э.Марриот), Йемена («Антигона» Софокла), Ганна и Раутенделейн («Геншель» и «Потонувший колокол» Г.Гауптмана), Петра («Доктор Штокман» Г.Ибсена), Юлия Сергеевна («В мечтах» Немировича-Данченко), Электра («Электра» Г. фон Гофмансталя), Татьяна («Мещане» М.Горького), Маша («Три сестры» Чехова), Анфиса («Анфиса» Л.Н.Андреева). В 1923-1927 гг. работала в 4-ой Студии МХАТ. Затем эмигрировала, в начале 2-й мировой войны вернулась в СССР. Работала в Камерном театре. Умерла в Доме ветеранов сцены в 1958 году.

1875
Войцех Вейс
польский живописец и график. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1890-99) у Я.Матейко, Ю.Фалата, Л.Вычулковского. Преподавал там же (с 1910). В ранних произведениях (портреты, жанровые картины) следовал реалистической традиции 19 в., используя и отдельные приёмы импрессионизма. В Народной Польше стал одним из основоположников искусства социалистического реализма. Создал строгую, почти монохромную композицию "Манифест" (1950, Национальный музей, Краков), посвященную провозглашению в Польше народной власти.

1879
Александр Дмитриевич Кизюрин
советский ученый-садовод, доктор сельскохозяйственных наук (1937), профессор. Родился в селе Александровка Ново-Ломовского уезда Пензенской губернии, ныне Каменского района. После окончания в 1900 г. Пензенского училища садоводства направлен на обучение в Чехию в институт садоводства и виноградарства, после окончания которого прошел практику в Тюрингии по ведению садоводства и виноградарства. С 1907 г. работал в пензенских органах земледелия, а с 1918 по 1930 гг. преподавал в Пензенском садово-плодоводческом техникуме. Исследуя причины гибели садов в условиях Пензенской губернии, в работах «Зимние катастрофы в садах», «О скрытых формах морозобоин» заложил основу изучения стелющихся форм плодовых культур. Заведуя кафедрой плодоводства Омского СХИ, теоретически и практически решает проблему по продвижению садоводства на север, что изложено в его трудах: «Плодоводство Сибири», «Закон вертикальной зональности», «Стелющийся сад», «Стелющийся сад и кустовая система», «Основы стелющейся культуры яблони», «Кустовидно-стелющийся метод плодоводства Сибири». Умер в Омске в 1971 году. Литература: Шестоперова В.П. Кизюрин Александр Дмитриевич / Пензенская энциклопедия. Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, страница 234.]

 (530x699, 81Kb)
1879
Леонид Исаакович Мандельштам
советский физик. Родился в Могилеве. Его отец, И.Г.Мандельштам, был известным на юге России врачом, мать, М.Л.Кан, – признанной пианисткой. Семья вскоре переехала в Одессу, где в 1897 Л.И.Мандельштам окончил гимназию и поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета (в Одессе). Спустя два года за участие в студенческих волнениях был исключен из университета и продолжил образование в Страсбурге. Вскоре профессор К.Ф.Браун привлек его к своим исследованиям электромагнитных колебаний. В Страсбурге в 1902 Мандельштам защитил докторскую диссертацию и до 1913 работал ассистентом Брауна, а также читал лекции по прикладной физике. В эти годы начались его дружба и тесное научное сотрудничество с Н.Д.Папалекси. В 1914, накануне Первой мировой войны, Мандельштам вернулся в Россию. В 1915–1917 состоял научным консультантом радиотелеграфного отделения фирмы «Сименс и Гальске» в Петрограде, а в 1917 – профессором физики Тифлисского (Тбилисского) политехнического института. С 1918 Мандельштам снова в Одессе, где принимает активное участие в создании Политехнического института. В 1922 переехал в Москву и работал научным консультантом радиолаборатории Треста заводов слабого тока. В 1925 был приглашен на должность профессора теоретической физики в Московский государственный университет, где проработал до конца жизни. С 1934 совмещал преподавание с активной работой в Физическом институте имени П.Н.Лебедева. В МГУ и в ФИАНе началось его долгое и плодотворное сотрудничество с Г.С.Ландсбергом. Научные интересы Мандельштама охватывали оптику, радиофизику, теорию нелинейных колебаний, квантовую механику. Уже в ранних работах он показал, что рассеяние света в однородной среде обусловлено, вопреки предположению Рэлея, не движением молекул, а тепловыми флуктуациями плотности, описанными Смолуховским. В 1918 Мандельштам высказал предположение, что при рассеянии света на адиабатических флуктуациях плотности должно наблюдаться расщепление линий рассеянного света. Однако публикация об этом появилась значительно позже, в 1926, почти одновременно с публикацией французского физика Л.Бриллюэна (эффект Мандельштама – Бриллюэна). В 1930 этот эффект был впервые продемонстрирован экспериментально Мандельштамом и Ландсбергом в кристаллах и Е.Ф.Гроссом в жидкостях. В ходе экспериментов Мандельштам и Ландсберг обнаружили в 1928 новый эффект – комбинационное рассеяние в кристаллах (изменение длины волны рассеянного света). Практически одновременно и независимо его наблюдали в жидкостях индийские физики Ч.Раман и Р.Кришнан. Однако публикация Рамана и Кришнана появилась в печати на несколько месяцев раньше, поэтому во многих странах комбинационное рассеяние называют эффектом Рамана. Весьма значителен вклад Мандельштама в квантовую теорию. Совместно с М.А.Леонтовичем он в 1928 создал теорию «просачивания» частиц через потенциальный барьер и предсказал использование матриц рассеяния. Вместе с И.Е.Таммом дал более общую трактовку соотношения неопределенностей в терминах «энергия – время». Один из наиболее интересных результатов, полученных Мандельштамом совместно с Н.Д.Папалекси в радиофизике и теории колебаний, касался дальнейшей разработки теории нелинейных колебаний и ее последующего применения в радиогеодезии, радиотехнике, акустике и аэродинамике. Исследования, начатые в 1918, привели к созданию теории мультивибраторов, к открытию нового типа резонанса (n-типа) – резонанса в цепях, собственная частота в которых точно в n раз ниже частоты внешней э.д.с. Научные заслуги Мандельштама были высоко оценены научной общественностью: в 1928 он был избран членом-корреспондентом, а в 1929 – действительным членом Академии наук. Мандельштам был также выдающимся организатором, лектором и педагогом. Лауреат премии имени В.И.Ленина (1931), Сталинской премии СССР (1942). В Одессе он привлек к работе в Политехническом институте Н.Д.Папалекси, И.Е.Тамма, М.А.Аганина и других, в тяжелых условиях разрухи читал общеобразовательные лекции, а для небольшой группы студентов, ставших его первыми русскими учениками (И.Е.Тамм, К.Б.Романюк, Е.Я.Щеголев), прочитал курс теории колебаний. Большое значение для развития этой теории имели лекции и семинары Мандельштама в МГУ. Влияние этих лекций, как и других, посвященных теории электромагнитного поля, оптики, теории относительности, квантовой механике, выходили далеко за пределы физического факультета МГУ, собирали со всей Москвы многочисленную аудиторию; здесь наряду со студентами можно было встретить профессоров, наряду с физиками – инженеров и математиков. Лекции распространялись в рукописном виде и оказали существенное влияние как на преподавание, так и на научные исследования в области теории нелинейных колебаний. Среди учеников Мандельштама – Г.С.Горелик, С.М.Рытов, С.П.Стрелков, С.Э.Хайкин, М.А.Леонтович и др. Умер Мандельштам в Москве 27 ноября 1944 года.

1880
Александр Иванович Гусев
российский революционный деятель, изгнанный за революционную пропаганду из Киевского Политехнического института и сосланный в Тверь. Стал создателем первого Тверского комитета РСДРП. В 1903 решив эмигрировать, добрался до границы, там простудился и умер в Женеве. Родился в семье богатого купца.

 (490x699, 105Kb)
1880
Бруно Таут (Bruno Julius Florian Taut)
немецкий архитектор и теоретик искусства, соединивший в своем творчестве черты экспрессионизма и функционализма. Родился в Кёнигсберге (ныне Калининград). Учился в местном строительном училище, по окончании работал в архитектурных бюро Берлина (1903) и Штутгарта (1904–1908). В 1908 обосновался в Берлине, где изучал градостроительство в Высшей технической школе, а в 1909 открыл свое собственное бюро. Реализовал ряд проектов многоквартирных домов, подчеркнуто строгих по облику и лишенных стандартного декора в стиле модерн (дом на Харденбергштрассе, 1911–1912), однако в жилом комплексе «Город-сад Фалькенберг» близ Берлина (1913–1914) применил активный цвет, запланировав ярко раскрашенные фасады. Прославился благодаря двум выставочным павильонам, заказанным ему в виде рекламы современных материалов и конструкций («Стальной монумент» на международной строительной выставке в Лейпциге, 1913, и «Стеклянный дом» на выставке Немецкого веркбунда в Кёльне, 1914; оба не сохранились). Наиболее значителен второй из них; прозрачная, с призматическим куполом из цветного стекла, искрящаяся, словно магический кристалл, эта постройка воплотила утопические фантазии писателя-экспрессиониста П.Шеербарта (1863–1915), подготовившего (при участии Таута) книгу Стеклянная архитектура (Glasarchitektur, 1914). Таут развил его идеи о «волшебном», социально- и даже космически-преобразующем значении этого рода зодчества в собственных книгах Альпийская архитектура (Alpine Architektur) и Городская корона (Die Stadtkrone; обе 1919), а также в эпистолярной серии Стеклянная цепь (Glдserne Kette, 1919–1920), которую он рассылал В.Гропиусу, Г.Шароуну и другим коллегам. В 1920 опубликовал Мирового строителя (Die Weltbaumeister), согласно подзаголовку – архитектурную драму для симфонической музыки, посвященную духу Пауля Шеербарта. В книге Ликвидация городов (Die Auflцsung der Stдdte, 1920) призвал к децентрализации – как градостроительно-планировочной, так и политической. Пытаясь воплотить свои социально-утопические воззрения в жизнь, Таут (непосредственно после Ноябрьской революции 1919) организовал «Рабочий совет по искусству» и издавал радикальный архитектурный журнал «Заря» (Frьhlicht, 1920–1922). Сблизился с немецкой коммунистической партией. Занимая в 1921–1923 пост городского архитектора Магдебурга, ввел свои грезы в конкретно-практическое русло; по его проектам здесь были построены выставочный (ныне спортивный) зал (1921–1924) и немало жилых зданий, в целом строго-функциональных, лишь с отдельными экспрессивными акцентами (например, в виде раскраски части фасадов). В 1924 вернулся в Берлин, войдя в состав архитектурной группы «Кольцо» («Der Ring»), стремившейся соединить принципы нового зодчества с реформами социального быта. Руководил проектированием и строительством большого числа берлинских жилых комплексов и отдельных многоквартирных домов (Ам Шиллерпарк, 1924–1926 и 1927–1928; Веддинг и Фрайе Шолле, 1924–1932; Тегель, 1925–1931; «Хижина дяди Тома» в Бритце, 1926–1931; и др.), выдвигая на первый план задачи создания экономичного жилья для трудящихся. Разработал (родственную советскому конструктивизму) теорию нового рационально-организованного и экономичного быта, посвятив ей книгу Новое жилье: женщина как творец (Die neue Wohnung: Die Frau als Schopferin, 1924) и построил специальный дом в виде модели этой теории (в штутгартском районе Вейсенхоф, 1927, не сохранился). В 1932–1933 посетил СССР, где исполнил несколько нереализованных проектов. Сразу после прихода к власти нацистов эмигрировал. В 1933–1936 работал в Японии (как преподаватель и историк – в Исследовательском институте художественных ремесел в Сендае). С 1936 занимал пост профессора в Академии художеств в Стамбуле, попутно возглавляя архитектурное бюро при турецком Министерстве образования. По проектам Таута были возведены несколько факультетов университета в Анкаре (с 1938) и (тогда же) ряд школ (в Анкаре и других городах). Его деятельность оказала большое воздействие на формирование новой школы турецкого зодчества. Опубликовал (помимо вышеуказанных) книги: Строить: к жилому дому нового типа (Bauen: Der neue Wonhbau, 1927), Новое зодчество в Европе и Америке (Die neue Baukunst in Europa und Amerika, 1929), Ниппон глазами европейцев (Nippon mit europдischen Augen gesehen, 1934). Умер Таут в Анкаре 24 декабря 1938 года.,

Просмотров: 654 | Добавил: beekinteme | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz